Светлана Лачина, сопрано
Полина Шароварова, меццо-сопрано
Илья Селиванов, тенор
Николай Диденко, бас
Российский национальный оркестр
Художественный руководитель – Александр Рудин
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Художественный руководитель – Геннадий Дмитряк
Дирижёр – Алексей Рубин
Впервые для широкой публики Реквием Дворжака прозвучал в 1891 году в Англии, на фестивале в Бирмингеме. После триумфальной премьеры сочинение исполнялось с завидной частотой на всех ведущих площадках Европы и Америки.
Поводов для исполнения произведения сразу несколько, и все они приурочены к довольно крупным датам. Во-первых, 135 лет со дня создания Реквиема. Интересно, что у сочинения довольно необычная мотивация написания. Яначек рассказывал, что Дворжак обращался то к одному, то к другому жанру в силу какой-то неудовлетворённости тем, что создано до него другими композиторами, а также из-за желания и самому что-то сделать в этой области. Так Дворжак «перелистывал в раздражении Реквием Берлиоза — и вскоре появился его Реквием».
Во-вторых, 135 лет назад состоялась поездка Дворжака в Россию. И тут важно вспомнить имя Петра Ильича Чайковского, который поспособствовал этому. Он был большим другом и почитателем таланта чешского композитора. Они познакомились в Праге в 1888 году в Национальном театре в антракте оперы «Отелло» Верди. А после какое-то время даже виделись каждый день и слушали произведения друг друга на репетициях! Именно Чайковскому удалось убедить директоров Императорского музыкального общества пригласить Дворжака в Россию. Хлопот по реализации предложения было довольно много. Переговоры затягивались — прежде всего из-за языкового барьера: Дворжак писал Чайковскому по-чешски, а Пётр Ильич искал затем переводчиков, чтобы перевести письма.
Ещё одна важная задача концерта — дать импульс для исторического реванша, перезагрузки сценической судьбы этого сочинения на российской академической сцене. Конкурировать по популярности с опусами Моцарта и Верди невозможно, но занять почётное место в первой пятёрке рейтинга реквиемов Дворжаку под силу.
Строгость и совершенство монументальной формы целого отнюдь не препятствуют глубоко личному, лирическому характеру музыкального высказывания в отдельно взятых разделах. А красочные живописно-изобразительные картины, «рисуемые» великолепным дворжаковским оркестром, удивительно органично сочетаются с преобладающим в сочинении нежно проникновенным, исповедальным тоном.
Родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по двум специальностям: «хоровое дирижирование» (класс профессора Валентина Нестерова, 2010) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Юрия Симонова, 2015).
Принимал участие в мастер-классах Юрия Симонова, Риккардо Мути, Василия Синайского, Юрия Темирканова, Виктора Ямпольского, Бруно Вайля.
Лауреат III Всероссийского открытого конкурса молодых дирижёров симфонических оркестров имени И. А. Мусина в Костроме (2013) и II Всероссийского музыкального конкурса в Москве.
C 2015 по 2022 год был ассистентом дирижёра Академического симфонического оркестра Московской филармонии. С 2018 года работает с Российским национальным молодёжным симфоническим оркестром. Ассистировал Валерию Гергиеву, Юрию Башмету, Михаилу Юровскому, Даниэле Гатти и Шарлю Дютуа.
С сентября 2022 года – дирижёр государственного симфонического оркестра «Новая Россия».
В августе 2024 назначен главным дирижёром и художественным руководителем Государственного симфонического оркестра Челябинской области.
Регулярно выступает с ведущими российскими оркестрами и солистами, ведёт активную концертную и гастрольную деятельность. В 2023 году вместе с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е. Ф. Светланова аккомпанировал пианистам в финале XVII международного конкурса имени П. И. Чайковского. Награждён почётной грамотой президента РФ за большой вклад в организацию и проведение мероприятий, посвящённых значимым событиям российской культуры.
Основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. Практически сразу обрёл международную известность и безусловное признание публики, став олицетворением русской музыкальной традиции и одним из её ярчайших символов.
Российский национальный оркестр (РНО) — первый оркестр в истории симфонических коллективов нашей страны, получивший премию Grammy. Самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрёл государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.
РНО сотрудничал с ведущими исполнителями, такими как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров и др.
С оркестром выступали лучшие дирижёры современности: Кент Нагано, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Владимир Юровский, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с Российским национальным оркестром.
С 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль Российского национального оркестра, участие в котором принимают ведущие исполнители современности.
Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями РНО осуществляет успешную программу звукозаписи.
Российский национальный оркестр — участник знаковых культурных акций: Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта (2007), благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии (2009), и др.
Российский национальный оркестр — участник множества значимых фестивалей в России и за рубежом. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
Сезон 2024–2025 РНО и Александр Рудин открыли Фестивалем РНО, который прошёл в Московской филармонии в обновлённом формате. В фестивале приняли участие дирижёры Филипп Чижевский и Федор Безносиков, певцы Екатерина Семенчук, Мария Баракова, Сергей Скороходов, Антон Бочкарёв, Михаил Петренко, Альбина Шагимуратова, пианист Борис Березовский, контрабасист Григорий Кротенко, актрисы Дарья Мороз и Сати Спивакова.
Осенью 2024 года Российский национальный оркестр предпринял масштабный азиатский гастрольный тур. РНО первым среди отечественных симфонических коллективов выступил во Вьетнаме. Концерты были посвящены 70-й годовщине освобождения Ханоя и проходили в рамках Vietnam Airlines Classic — Hanoi Concert, ежегодного фестивального проекта, на котором выступают лучшие оркестры мира. Затем последовали гастроли в КНР, которые стали важной частью программы перекрёстного года культуры России и Китая.
Родилась в Омске. С отличием окончила Омское музыкальное училище имени В. Я. Шебалина (класс Заслуженного деятеля культуры Омской области Натальи Сухотериной), Московскую государственную консерваторию (класс народной артистки России, профессора Лидии Черных (Яцыныч).
Лауреат Национальной оперной премии «Онегин», обладатель Гран-при, лауреат и дипломант международных и всероссийских конкурсов, в том числе: конкурса имени Р. Глиэра (Москва), фестиваля русской музыки «Большой» (Сербия), конкурса имени Б. Т. Штоколова (Санкт-Петербург), конкурса имени Н. А. Серваль (Санкт-Петербург), XVIII молодёжных Дельфийских игр (г. Ростов-на-Дону), конкурса имени Я. Э. Щепановской (Омск).
В оперном театре Московской государственной консерватории участвовала в операх П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (в мимическом ансамбле), «Иоланта» (исполнила партию Лауры), в опере Верди «Травиата» (исполнила партию Флоры).
В 2022 году исполнила партию Пажа в опере «Лоэнгрин» в совместной постановке Большого театра и Метрополитен-оперы (режиссёр Франсуа Жирар).
С июня 2022 года — солистка-стажёр, с июня 2023 — солистка Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. На сцене театра исполняет партии Адальжизы («Норма» Беллини), Розины («Севильский цирюльник» Россини), Никлауса («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Ольги («Евгений Онегин» Чайковского), Ткачихи («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Мерседес («Кармен» Бизе), Дуняши («Царская невеста» Римского-Корсакова), Подруги Главки («Медея» Керубини), Кэт («Мадам Баттерфляй» Пуччини).
Принимает участие в концертах на лучших концертных площадках Москвы: в залах Московской государственной консерватории, Зале Зарядье, Государственном Кремлёвском дворце и др.
Сотрудничала с Феликсом Коробовым, Тимуром Зангиевым, Арифом Дадашевым, Кристианом Кнаппом, Эваном Роджистером, Александром Скульским, Вячеславом Валеевым, Антоном Гришаниным, Дмитрием Васильевым, Джереми Уолкером.
Солистка Большого театра России.
Родилась в Абакане (Республика Хакасия). В 2015 году окончила Академию хорового искусства имени В. С. Попова. В составе хора академии гастролировала в Германии, Австрии, Греции, Франции, Швейцарии, по городам России.
В 2013 году дебютировала в качестве солистки в Германии.
В 2018 году поступила в Центр оперного пения Галины Вишневской. С 2019 года — стажёр, с 2022 года — солистка оперной труппы Большого театра России.
В феврале 2021 года исполнила заглавную партию Мими в опере «Богема» под руководством всемирно известного музыканта Пласидо Доминго.
В репертуаре певицы — партии Герды («История Кая и Герды» Баневича), Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова), Мими («Богема» Пуччини), Татьяны («Евгений Онегин» П. Чайковского), Донны Анны («Дон Жуан» Моцарта), графини Альмавивы («Свадьба Фигаро» Моцарта), Тамары («Демон» А. Рубинштейна),
Микаэлы («Кармен» Бизе), Адрианы («Адриана Лекуврёр» Чилеа), Виолетты («Травиата» Верди), Гориславы («Руслан и Людмила» Глинки).
Окончил Московское Хоровое училище имени А. В. Свешникова, Академию хорового искусства им. В. С. Попова и аспирантуру Академии в классе профессора Дмитрия Вдовина.
В сезоне 2002–2003 – ведущий солист Московского Театра «Новая Опера».
С 2003 по 2005 год – солист Хьюстонской Гранд Опера (США). В это время певец дебютировал на сценах оперных театров и концертных залов Нью-Йорка, Вашингтона, Хьюстона, Парижа, Лондона, Берлина, Барселоны, Мадрида, Копенгагена, Кёльна, Варшавы, Зальцбурга, Санкт-Петербурга, Москвы и др.
Исполнил партии в операх «Моцарт и Сальери», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Тоска», «Юлий Цезарь», «Мадам Баттерфляй», «Севильский Цирюльник», «Турандот», «Волшебная Флейта», «Маленький принц», «Трубадур», «Идоменей», «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Троянцы», «Милосердие Тита», «Дон Карлос», «Бал-маскарад», «Богема», «Сомнамбула», «Капулетти и Монтекки», «Аида», «Норма», «Турок в Италии», «Фальстаф», «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Дон Жуан», «Борис Годунов» и др.
Исполнял оперные партии и участвовал в концертах со знаменитыми певцами современности: Джун Андерсон, Рамоном Варгасом, Владимиром Галузиным, Эдитой Груберовой, Марией Гулегиной, Николаем Гяуровым, Массимо Джордано, Лорой Клейкомб, Матти Сальминеном, Брин Терфилем, Рене Флеминг, Федерикой Фон-Штаде, Миреллой Френи и др.
Выступал под управлением дирижёров Антониелло Аллеманди, Александра Анисимова, Марко Армильято, Рудольфа Баршая, Валерия Гергиева, Энрике Маццола, Эдоардо Мюллера, Михаила Плетнёва, Геннадия Рождественского, Патрика Саммерса, Нелло Санти, Василия Синайского, Владимира Спивакова, Владимира Федосеева, Владимира Юровского и др.
С 2013 года приглашённый солист Государственного Академического Большого театра России.
С 2005 года – художественный руководитель благотворительного проекта «Белый Пароход». С 2017 президент фонда поддержки творчески одарённых детей и молодёжи «Белый Пароход».
В 2017 году запись сочинения Пендерецкого Dies Illa с участием Николая Диденко удостоена «Грэмми».
С 2017 года – член президиума Всероссийского Хорового общества.
В 2024 году удостоен Государственной премии Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества.
Тенор.
Родился в Санкт-Петербурге. В 2007 году окончил с отличием Хоровое училище имени М. И. Глинки, в 2009 году — получил свою первую награду, став лауреатом Международного конкурса юных вокалистов (Кохтла-Ярве, Эстония).
Образование продолжил в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. В 2012 году окончил дирижёрско-хоровой факультет, в 2013 году — вокальный (класс Ю. Марусина). Сценическая практика началась уже в театре консерватории, где певец исполнял партии Альфреда, Ленского и Водемона.
В 2012 году стал солистом Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.
В сезоне 2013–2014 дебютировал в партии Ленского на премьере оперы «Евгений Онегин».
В 2015 году стал победителем II Международного конкурса молодых оперных певцов «Опера без границ» (Гран-при, Краснодар).
Первое выступление на сцене Большого театра состоялось в октябре 2017 года в заглавной партии оперы «Идиот» Вайнберга. В 2018 году был приглашён в оперную труппу театра.
Европейский дебют певца состоялся в 2017 году в театре Дортмунда (Германия) в партии Альфреда.
Среди последних ангажементов «Травиата» в Софийской национальной опере с маэстро Пласидо Доминго в 2023 году, «Леди Макбет» в Большом театре Лисео (Барселона) в 2024 году.
В репертуаре более тридцати оперных партий.
Выступал в Японии, Великобритании, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, Румынии, Финляндии, Болгарии, Польше, Германии.
Сотрудничал с такими дирижёрами, как Валерий Гергиев, Ион Марин, Михаил Плетнёв, Марис Янсонс, Юрий Симонов, Шарль Дютуа, Жозеф Понс, Даниэле Каллегари.
Один из старейших художественных коллективов Москвы. Предыстория восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в Мытищах семейный хоровой ансамбль.
В январе 1919 года коллектив стал первым государственным хором. В 1958 году на должность руководителя был назначен Александр Юрлов. Хор сотрудничал с Дмитрием Шостаковичем, Георгием Свиридовым, был первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Юрлова стали Юрий Ухов и Станислав Гусев. С 2004 года Капеллу возглавляет народный артист России Геннадий Дмитряк.
Репертуар хора включает произведения самых разнообразных жанров русской и западноевропейской музыки.
Хибла Герзмава, сопрано
Полина Шароварова, меццо-сопрано
Самира Галимова, сопрано
Юлия Вакула, меццо-сопрано
Иван Бородулин, контратенор
Евгений Бовыкин, баритон
Елизавета Кулагина, сопрано
Элен Егиазарян, сопрано
Перенесён на 04.03.2025
Перенесён на 04.03.2025
Хибла Герзмава, сопрано
Полина Шароварова, меццо-сопрано
Самира Галимова, сопрано
Иван Бородулин, контратенор
Евгений Бовыкин, баритон
Елизавета Кулагина, сопрано
Элен Егиазарян, сопрано
Перенесён с 28.02.2025
Перенесён с 28.02.2025
Ансамбль солистов оркестра La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина
Перенесён с 22.04.2025
Перенесён с 22.04.2025
Ансамбль солистов оркестра La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина
Перенесён на 12.04.2025
Перенесён на 12.04.2025
Отменен
Перенесён с 12 ноября 2024 года
Перенесён с 12 ноября 2024 года